С этим надо что-то делать!

Фильтры

Регион

Новости

С этим надо что-то делать!

Что сегодня случилось с молоком? Почему вдруг на всей территории России появился большой профицит молока? Цены на сырое молоко с каждым днем ниже и ниже!

Подобной ситуации не было, по крайней мере, за последние 20 лет. Весной и осенью цены на сырое молоко сельхозтоваропроизводителей всегда росли, а с декабря 2017 года начали снижаться. И остановить этот процесс пока не получается. Падение цен на сырое молоко на некоторых территориях достигает нескольких рублей в месяц.
Своё мнение о сложившейся ситуации высказывают руководители и специалисты отрасли АПК и перерабатывающей промышленности.

Валерий Шипунов, директор ООО «Алапаевский молочный комбинат»:

— На мой взгляд, можно выделить четыре причины сложившейся ситуации. Первая — это падение покупательского спроса населения, связанное с тем, что доходы населения каждый год сокращаются. И, судя по аналитике торговых сетей, если средний чек разовой покупки в магазине еще пять лет назад был около 800 рублей, то сейчас — колеблется от 300 до 400 рублей. В связи с этим сокращается и потребление молока. Рекомендованная норма Минздрава — 360 кг молока (в том числе и масло, и сыры, и другие молочные продукты) на человека в год. По факту уже в прошлом году этот показатель снизился до 200, а на сегодняшний день — до 180 кг молока на человека в год. К примеру, во Франции фактическое потребление молока составляет до 400 кг на человека.
Вторая причина — это кризис перепроизводства. Прошлый год был урожайным. Все селяне и по стране, и в нашей области зерна собрали на 25 процентов больше. Поэтому цены на зерно упали почти в два раза. Больше было собрано и кормов, что отразилось в том числе и на повышении надоев молока. В прошлом году среднесуточный надой молока по Свердловской области вырос на 80 тонн.
Третья причина — это контрафакт молочной продукции, который распространён повсеместно. Наш Алапаевский молочный комбинат дорожит своей репутацией, поэтому мы не используем ни растительные жиры, ни пальмовое масло, ни сухое молоко, ни консерванты. У нас свежая, полезная продукция с минимальными сроками хранения, и хранится только в охлаждённом виде. Мы не используем перечисленные ингредиенты. В этом просто нет экономической необходимости: наш завод полностью обеспечен сырым молоком высшего качества.
Есть еще одна причина — это отсутствие квотирования поставок молочной продукции в Россию из других стран. В состав её чаще всего входят пальмовое масло, растительные жиры, сухое молоко.
На данный момент в страну завезены большие партии сухого молока. Из-за чего цены на сырое молоко от российских сельхозтоваропроизводителей падают.
Какие пути решения я вижу? Во-первых, проблему этой обстановки с ценами на сырое молоко нужно решать на всех уровнях — и областном, и федеральном.
На местном уровне союз предприятий молочной отрасли Свердловской области решил запустить социальную рекламу совместно с союзом животноводов Урала, цель которой пропагандировать свою местную молочную продукцию. Это реклама не отдельно взятого предприятия, а молочной продукции местного производства. По подобию федеральной программы «Выбирай наше, местное!».
На областном уровне, я считаю, нужно продолжать работу по борьбе с фальсификатом, о чем не раз говорили на совещаниях в правительстве Свердловской области.
А на федеральном, я думаю, необходимо устанавливать квотирование по поставкам молочной продукции из других стран. И это — самое главное. Это то, что может вернуть нашу молочную отрасль на прежние позиции с перспективой дальнейшего роста.

Елена Стафеева, председатель сельхозкооператива «Пламя»:

– Первые тревожные звоночки, связанные с избытком сырого молока на рынке, появились в конце 2017 года. Далее проблема профицита обозначилась острее. В настоящее время крестьяне столкнулись не только с проблемой низкой цены на закупаемое сырье, но и с невозможностью реализации своей продукции.
Заводы не могут купить все произведенное молоко, поскольку на их складах скопились большие запасы нереализованной продукции. Цены на сырье с начала года снизились примерно на 17%. Снижение цен продолжается. Для сельхозпроизводителей это означает отказ от инвестиционных проектов, а далее банкротство.
Потребности Свердловской области в молочной продукции обеспечиваются более чем на 60% за счет собственного производства. Качественные натуральные продукты на любой вкус производят 30 молочных заводов и 20 цехов по переработке. Очень прошу покупателей нашей области – обратите внимание на местных производителей, это будет хорошо и для нас, и для вас, так как натуральные, свежие молочные продукты, с короткими сроками хранения, более полезны для здоровья. Кроме того, очень важно понимать, что продукция, изготовленная с использованием жиров растительного происхождения (пальмовое масло), не только не полезна, но и вредна, особенно для детей.

Юрий Жуков, генеральный директор ОАО «Молочная Благодать» (г. Кушва):

— Молочные заводы не могут реализовать продукцию, так как торговые прилавки заполнены молочными продуктами из сухого молока и растительных жиров. Почему сейчас Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства РФ, и рекомендовал провести тотальную проверку всех предприятий и торговых сетей.
Мы вынуждены снижать цены на сырое молоко. Она снизилась практически до себестоимости, мы же продаём ниже себестоимости.
И может случиться так, что программы, которые были подготовлены сельскохозяйственными кооперативами и предприятиями, не будут выполнены. Более того, они начнут банкротиться.
Ситуация очень сложная. Если Свердловская область 83 процента молока производит в сельхозкооперативах и только 17 — в частном секторе, то в Башкирии, Татарстане, Удмуртии от 30 до 50 процентов молока производится в частных подворьях. Весной начинается колоссальный рост производства. И по какой цене будут у них принимать молоко, если уже сейчас цена на сырое молоко опустилась до 15 рублей за килограмм? А от населения принимают до 8 рублей.
Чтобы привлечь покупателя, проводим различные акции по снижению цен. В этом плане идёт поддержка и от правительства. В частности, недавно у первого заместителя губернатора Свердловской области Алексея Орлова прошло совещание с представителями торговли, чтобы они тоже шли навстречу и обращали внимание именно на нашу областную продукцию. Наша область, наверно, единственная в России, где в хозяйствах избавились от такой болезни коров, как лейкоз. Вся наша молочная продукция изготовлена из молока высшего сорта, это здоровое полноценное питание – наверно, лучшее молоко по всей России!

Валентина Гневанова, главный зоотехник сельхозкооператива «Колхоз имени Чапаева»:

— Нас предупредили, что со 2 апреля на молокозаводах будут принимать молоко только по договорным объемам. Я не знаю, как мы будем жить и работать, у нас кредиты, зарплата, затраты на ГСМ, электроэнергию и т.д.
Мы хотим работать, жить, развиваться. Еще недавно планировали закладывать фундамент под новый животноводческий комплекс. А как мы сейчас будем работать? У нас себестоимость молока в среднем около 20 рублей за килограмм. Продавать его дешевле – себе в убыток!
Сергей Юрьев, председатель сельхозкооператива «Колхоз имени Чапаева»:
— Трудно сказать, как будут выживать сельхозпредприятия, которые производят молоко. Каждый день как на иголках. А год назад нам кричали – давайте, давайте больше молока! Мы вложили деньги, чтобы повысить надои, улучшить кормовую базу и так далее. Технику закупили соответствующую. Нынче мы вот комбайн кормоуборочный импортный взяли за 27 миллионов, чтобы корма хорошие, качественные заготовить.
В 2012 году мы доили 24 тонны в сутки, сегодня 42 тонны. Если все бросим, потом опять три года подниматься будем. И государственные субсидии на молоко даются в прямой зависимости. Чем больше молока, тем больше субсидий.
Снижать производство молока сегодня – нереально! Снижать поголовье — тоже.
В стране много заводов, которые используют не цельное молоко, а растительные жиры, и даже никак не отражают это на упаковке… Сами посудите, если настоящая пачка масла, например, Кушвинского молзавода стоит около 70 рублей, то из сухого молока масло стоит около 46 рублей. Дешевле почти в два раза!

Владимир Сысоев, директор ООО «Ямовский»:

— Большинство сельскохозяйственных предприятий имеют основной доход от производства и реализации молока. Так и у нас осталось только молоко. Поэтому очень тяжело, когда вдруг основная статья дохода резко падает вниз. А впереди весенне-полевые работы. И если раньше к посевной кампании мы подходили с некоторым «жирком» за зиму, то сейчас без запаса ресурсов. Основные-то ресурсы, которые нам нужны для проведения посевной кампании, дешевле не становятся. Эти ресурсы как росли, так и растут. Но и уменьшать посевные площади мы не можем, так как изменится и господдержка.
Нам не надо сейчас из-за спада спроса столько производить, но мы вынуждены это делать. Ситуация с молоком ухудшает положение. Мы не можем снижать надои молока, так как это связано с выплатой субсидий. С уменьшением надоев уменьшится и зарплата тех, кто занят на производстве молока, что категорически нежелательно, так как она и так у них небольшая. Даже если мы будем на чем-то экономить, но основные-то затраты остаются и растут, а сейчас во время посевной будут еще больше. У нас и с зерном большие проблемы, осталось зерно еще старого урожая. Цены на него остаются низкими с осени прошлого года… На рост производства молока все надежды были… И на доход, и развитие… А что сейчас будет? Не знаю…

Александр Шалаев, индивидуальный предприниматель:

— Я недавно был на Кушвинском молочном заводе. Если весной 2016 года на молочных заводах был дефицит молока. то сейчас его, наоборот, много! Очень много! Интересно, что и спрос в магазинах низкий…
Впереди посевная. Почти у всех хозяйств деньги в основном идут от реализации молока, цены на зерно падают. Когда я в 2008 году начал работать в сельском хозяйстве, фуражное зерно стоило 8-10 рублей за килограмм. Сейчас оно стоит 5,50! Все остальное – топливо, электроэнергия, техника, запчасти – поднялось в три, а то и в четыре раза!
Производство же молока казалось стабильным и развивающимся. Тем более регулярно идет господдержка — субсидии. Чем больше надой — тем больше субсидии. А сейчас что делать? Да, у меня, конечно, небольшое поголовье — 86 дойных коров, и сдаём чуть более 1 тонны молока. Планировали расти… Но…
На уровне правительства надо решать эту проблему.

Источник: Алапаевская искра

Также в разделе

Комментарии (0)